• История

    7 Лесовоз река-море пр.781 Балтийский 21 +Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» на протяжении многих лет специализируется на строительстве сложных боевых кораблей и стал одним из лидеров отечественного военного кораблестроения, а благодаря накопленному опыту успешно занимает свою нишу и в области гражданского судостроения.

    Со стапелей завода с 1945 по 2015 гг. сошло 160 военных кораблей, а также более 100 крупных и около 400 малых гражданских судов различных типов.

    1926-1945

    IMG_0008История прибалтийского завода «Янтарь» ведет свой отсчет с 1 мая 1826 г., когда трое предприимчивых горожан решили открыть в Кёнигсберге предприятие «Унион Гизерай» по изготовлению различных металлоконструкций. Завод активно набирал обороты — строил мосты, металлические конструкции, краны, паровые машины, паровозы, суда различных классов, оборудование для пивоваренной, молокоперерабатывающей и винокуренной промышленности.

    Производство развивалось достаточно быстрыми темпами. Чтобы расширить завод в 1907 г. фирма приобретает территорию в районе Континен, с выходом к воде.  С 1912 г. завод переехал на то самое место, где сейчас располагается завод «Янтарь».

    1929 г. стал последним в истории «Унион Гизерай» — разразившийся мировой экономический кризис обанкротил предприятие.

    14 БДК Красная пресня пр.1171 +В 1930 г.   мощности завода приобретает фирма «Ф. Шихау». Сразу же была проведена масштабная модернизация производства. Главной специализацией «Ф. Шихау» становится военное судостроение.

    Верфь не останавливала свою работу даже после окружения Кёнигсберга советскими войсками в марте-апреле 1945 г., в это время в её цехах производились гранаты и артиллерийские снаряды.

    За годы второй мировой войны и во время штурма Кенигсберга 6-9 апреля 1945 г. цеха завода сильно не пострадали.

    После разгрома фашистской Германии у завода началась новая история. Одержав победу в Великой Отечественной войне, Советский Союз начал восстанавливать свои силы, укреплять обороноспособность страны.

    1945-1990

    IMG_00038 июля 1945 г.  Государственный Комитет Обороны СССР своим Постановлением № 9467-С узаконил образование на базе бывшего завода «Ф. Шихау» советского судостроительного предприятия в Кёнигсберге. 2 августа предприятие передали Народному Комиссариату судостроительной промышленности СССР с присвоением № 820 и, с этого момента началась история становления советского завода.

    С осени 1945 г.  завод стал проводить частичный ремонт больших и малых охотников, трофейных минных тральщиков, плавдока и другой техники.

    Основной послевоенной специализацией завода стало строительство военных кораблей. Успех в области решения поставленных задач зависел от развития производственных мощностей предприятия: строились новые производственные корпуса, осваивались передовые технологические процессы. Со всей страны приезжали специалисты. Впоследствии именно ими были заложены славные традиции судостроения, которые чтят на «Янтаре» до сих пор.

    В 1951-1953 гг ВМФ было сдано 8 кораблей, а в 1953-1959 гг спущены на воду 41 сторожевой корабль проектов 29, 42, 50, 561. В эти годы наряду с боевыми кораблями завод строил гражданские суда (буксиры-спасатели с дизель-электрической силовой установкой проекта 843 – 14 единиц, а также речные сухогрузные судна проекта 898 (Днепр) – 10 единиц).

    В 1958 г. на заводе было организовано самостоятельное специализированное производство рыбопромыслового флота, на базе которого отремонтировано более 400 судов различных направлений (СРТ, РТМ, БМРТ, китобойные суда, тунцеловы, танкеры, буксиры и др.). Также начиная с 1959 и по 1985 на заводе построено кабелеукладчики проекта 103 – всего 181 единица.

    В 1960-е предприятие приступило к строительству противолодочных кораблей проекта 159 и проекта 35.

    IMG_0015В 1966 г. за успешную деятельность завод награждается орденом трудового Красного знамени. В этом же году 31 января завод № 820 был переименован в Прибалтийский Судостроительный завод «Янтарь».

    В 1970-е продолжалась напряженная работа по наращиванию мощностей завода, строительству и ремонту кораблей и судов, по выпуску товаров народного потребления и строительству жилья.

    На новую ступень развития предприятие вывело строительство в 1972 г. судостроительного комплекса «Янтарь» с крытым эллингом, позволившего производить суда спусковым весом до 12 000 тонн.  Это событие положило начало масштабного строительства кораблей и судов на заводе «Янтарь». В 1970-е годы было построено более 40 кораблей военного назначения.

    Среди них:

    • 1972 — первый морской железнодорожный паром-ледокол «Сахалин» проекта 1809 (всего 10 единиц);
    • 1974 — большой десантный корабль новой серии типа «Носорог» проекта 1174 (всего 3 единицы);
    • 1975 – серия больших десантных кораблей пр.1171 типа «Тапир» (всего 14 единицы);
    • 1977 – 1999 – серия больших противолодочных кораблей проекта 1155 типа «Фрегат» (всего 9 единиц);
    • 1979 – 1987 —  РЗК «ССВ-516» проекта 1826 «Рубидий» (всего 3 единицы);
    • 1988 — сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 1150 типа «Ястреб».

    Также в период 1967-1981 гг. были построены сторожевые корабли проекта 1135 и 1135.1 (всего 19 единиц).

    1990-2000

    5.03.1980 Главнокомандующий ВМФ Горшков Сергей Георгиевич
    Серьёзным испытанием для «Янтаря» стали 90-е годы. Новые экономические условия потребовали провести реструктуризацию предприятия, в результате чего оно стало акционерным обществом с сохранением контрольного пакета акций в руках государства. Была найдена оптимальная схема финансирования выполнения экспортных заказов и продвижения своего товара на внешнем рынке. Появились стратегические партнеры среди западноевропейских верфей, постоянные заказы которых составили большую часть «производственного портфеля». В 1993 г. завод получил заказ от Эстонского морского судоходства на серию сухогрузов проекта 17380. Завод выжил в трудные 90-е, построив десятки корпусов судов различных типов и назначений с высокой степенью насыщения. С 1993 г. для зарубежных заказчиков были построены: 4 корпуса судов – для Норвегии, 24 корпуса – Германии, 12 корпусов – Голландии.
    СКР «Неприступный» был заложен на «Янтаре» в мае 1989 года и спущен на воду в 1991 году. Однако в 1994 году при 75%-ной готовности корабля его строительство было приостановлено постановлением Правительства РФ.
    В 1999 г. ВМФ передан большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» ВМФ РФ, проектирование которого было начато еще в 1970-е.Заместитель Председ Совета Министров СССР_председатель КГБ при Совете Министров СССР _Шелепин Александр Николаевич

    2000 – по настоящее время

    Благодаря традиционно высокому качеству своей продукции ПСЗ «Янтарь» удачно вписался в систему международной кооперации в судостроении. В период 1993-2001 гг. активно развивалось сотрудничество завода с одной из авторитетных германских верфей «Fr. Fassmer GmbH & Co.KG», для которой из стали и АМГ построено 15 насыщенных корпусов служебных судов различных типов – от промерных катеров до буепостановщиков. Тогда же в число долговременных партнеров нашего завода вошла еще одна известная германская верфь «Abeking&Rasmussen», заказавшая в 2001-2007 гг. 9 единиц насыщенных корпусов еще более сложных судов – от океанских яхт до природохранного судна. Большое внимание уделялось сотрудничеству с рядом голландских судовладельцев речного флота, для которых ПСЗ «Янтарь» поставил 11 единиц насыщенных корпусов грузовых судов — танкеров и сухогрузов. Особое место в производственном опыте в 2001-2002 гг. занимает постройка по заказу норвежской компании «Umoe Sterkoder» насыщенных корпусов 3 единиц арктических траулеров проекта NVC-369 длиной 65 м и проекта NVC-371 длиной 70 м, а также судна для перевозки паллетов.
    Высокая конкурентоспособность завода «Янтарь» на мировом рынке судоремонта также привлекала в этот период норвежских судовладельцев каботажного флота, для которых помимо текущего межрейсового ремонта выполнялись такие работы по комплексной модернизации, как удлинение судна (5 заказов), полная реконструкция судна, включая замену главного двигателя, кранов, наращивание надстройки.
    В 2008 г. завод входит в крупнейшую судостроительную компанию России АО «Объединенная судостроительная корпорация», что поспособствовало увеличению портфеля заказов в области военного кораблестроения.
    Также активное участие судостроительный завод «Янтарь» принимает в области военно-технического сотрудничества. Одним из самых крупных проектов, реализуемых в это время в России стало строительство на заводе серии фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии. Два фрегата были заложены в 2007 году, третий — в 2008. Особое внимание во время выполнения проекта было уделено высокотехнологичным разработкам. Главная особенность фрегатов заключалась в сбалансированном комплексе вооружения, сочетающем высокую эффективность при приемлемой цене. Впервые на кораблях российского производства был установлен ракетный комплекс «БраМос», одной из преимущественных характеристик которого является скорость. Ракета превышает скорость звука в 2,5-2,8 раз, что делает ее неуязвимой. В 2012 году Заказчику были переданы два фрегата этого проекта — «Тег» и «Таркаш», а уже в следующем году прошла торжественная церемония по передаче ВМС Индии третьего фрегата — «Триканд».
    Проект оказался настолько успешным, что на основании его в 2010 году начато строительство сторожевых кораблей для Министерства обороны РФ. Проект получает номер 11356 Р. В настоящее время заложены пять кораблей этой серии — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», » Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин». В 2014 году двое кораблей были спущены на воду — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен».
    Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» всегда стремится к развитию и совершенствованию своих возможностей. Сегодня «Янтарь» — конкурентоспособная верфь, предлагающая услуги по строительству гражданских судов и военных кораблей различного класса, в том числе и специального назначения, выполняющая также судоремонтные работы.